Реклама

Профессиональная окраска

Затрагиваемая в статье тема - художественная окраска автомобиля - для многих может показаться надуманной.

Безусловно, главной задачей автомаляра является восстановление поврежденного заводского покрытия кузова автомобиля. При этом основное внимание уделяется физико-механическим свойствам полученного покрытия, стойкости, механической прочности в широком температурном интервале и т.д. Конечно, не забыта и декоративная функция покрытия, но в узком плане, главным тут является "попасть" в заводской цвет, добиться хорошего блеска и повторить заводскую фактуру поверхности.

Однако одного технического совершенства недостаточно, если господствует безликость. Всю свою историю человек стремился подчеркнуть свои индивидуальные внутренние качества, темперамент, характер внешними средствами. Автомобиль подходит для этого как нельзя лучше.

Нередко в наше время форма и цветовое решение кузова автомобиля принимают на себя роль рыцарских доспехов или расшитых одеяний эпохи рококо - это если мы говорим о сильной половине человечества. Поведение же прекрасной части при выборе автомобиля вообще иррационально. На прямой вопрос: "Какая у вас машина?" -нередко следует не менее прямой ответ: "Зелененькая!".

Безусловно, производители автомобилей давно уловили эту тенденцию и, идя навстречу индивидуальным потребностям потенциальных покупателей, постоянно расширяют цветовую гамму автомобилей. Десятки тысяч цветовых оттенков, эмали "металлик", "перламутр", "хамелеон", хроматические и флюоресцентные добавки - таков далеко не полный перечень вариантов конвейерной окраски кузовов.

Но и этого оказывается недостаточно, ибо заводская окраска не позволяет создать индивидуальный автомобиль для конкретного клиента.

Именно поэтому все чаще на малярном участке можно встретить не просто автомаляра, но художника, вкус и авторский замысел которого позволяют создать из автомобиля настоящее произведение искусства.

В то же время чувство меры при художественной окраске автомобиля должно быть присуще любому художнику. Только в этом случае получаетсягармоничная цветовая гамма, которая захватывает и притягивает глаз.

Но для того, чтобы краски зазвучали во всю силу, чисто и ясно, художник должен быть прекрасным ремесленником в лучшем смысле этого слова. Ему необходимо владеть всеми нюансами технологического процесса нанесения автоэмалей, а также уметь с их помощью получать самые неожиданные эффекты.

Именно этим вопросам мы решили посвятить очередную статью нашего цикла "Профессиональная окраска". И, конечно, речь пойдет о том, как создать неповторимое покрытие кузова автомобиля с помощью эмалей DuPont. Мы считаем, что мастеров с художественным вкусом среди автомаляров много и надеемся, что предлагаемые ниже технические приемы помогут им реализовать свой потенциал, а малярные участки тем самым раздвинут границы своего бизнеса.

Работа начинается с подготовки поверхности и окраски автомобиля в базовый тон согласно всем технологическим приемам, рекомендованным техническим описаниям материалов DuPont. Если автомобиль новый, его поверхность просто матируется серым скотчбрайтом (если площадь росписи невелика) или шлифуется "всухую" с помощью бумаги Р600. Далее наносится собственно рисунок, для чего используют обычные эмали, приготовленные на миксере. Для получения полутонов краски сильно разбавляют растворителями. Техника нанесения полутонов и цветовых переходов совпадает со стандартной технологией получения плавного перехода.

Естественно, обычный окрасочный пистолет при художественной окраске - слишком грубый инструмент, пригодный только для создания фона.

Проработка деталей требует более тонкой "кисти", в качестве которой выступают различные аэрографы. В художественной отделке нередко используют и различные трафареты для нанесения надписей или декоративных элементов.

Создание даже небольшого художественного произведения на кузове автомобиля - процесс творческий, а потому не быстрый. Иногда творение создается несколько дней, причем в отличие от картины на холсте, написанной маслом, рисунок на кузове не должен быть рельефным. Его отдельные элементы в процессе творческого поиска иногда приходится смывать. Поэтому отвердитель при приготовлении обычных акриловых эмалей не используют.

Естественно, рассчитывать на высокую стойкость рисунка, нанесенного такой эмалью без дополнительных мер, нельзя. Для решения этой проблемы готовое произведение покрывается несколькими слоями лака с промежуточной сушкой и полировкой. Отвердитель, присутствующий в лаке, вступая во взаимодействие с эмалью, окончательно полимеризует ее.

Нанесение многослойного лакового покрытия не только позволяет окончательно выровнять поверхность рисунка, но и создать совершенно новые декоративные эффекты, при которых звучность и сочность красок многократно возрастают.

При нанесении элементов рисунка двухслойными эмалями (база и лак) в базовую эмаль необходимо добавлять около 5% отвердителя, а после завершения работы "полотно" также покрывается несколькими слоями лака.

За сохранность шедевров, созданных по такой технологии, опасаться не приходится. Современные лаки обладают отличной атмосферной стойкостью и механической прочностью. Можно быть уверенным, что произведение "проживет" не один десяток лет, а его цвет будет оставаться таким же ярким.

Но все-таки художественная роспись кузова автомобиля, в первую очередь, зависит от мастерства художника, а технические приемы в ней - необходимый, но вспомогательный элемент творчества.

В то же время существуют и иные способы ухода от однообразной серийной окраски и создания индивидуально декорированного кузова. Тут, конечно, на первый план выступает техника нанесения эмали, позволяющая создать имитацию различных эффектов: "мрамор" и "гранит", "эффект кожи", "всполохи пламени", "фактура ткани", "водяные капли" и др.

Такая индивидуализация автомобиля сродни изготовлению произведения декоративно-прикладного искусства, в котором трудно выделить ведущее начало: декоративно-художественный образ или безукоризненную технику.

Ниже мы рассказываем только о нескольких способах декорирования, описанных в различных литературных источниках.

Очень популярным методом создания узоров является использование смятой лавсановой пленки. Часто с помощью этого эффекта наносятся различные бордюры, тонируются пороги или выделенные элементы автомобиля. В этом случае на подготовленную поверхность наносится (методом "мокрый по мокрому") несколько слоев эмали контрастных цветов, приготовленных без добавления отвердителя. Затем на сырую поверхность накладывается предварительно смятая или скомканная полимерная пленка. На поверхности остается неповторимый замысловатый узор, внешний вид которого зависит от использованных цветов и степени разглаженности пленки. После промежуточной сушки поверхность покрывается лаком точно так же, как и в случае художественной росписи.

Интересные эффекты можно получить, используя частичное прошкуривание предварительно нанесенных слоев краски. Например, на деталь с помощью груши или мягкой кисточки наносят эмали различных цветов, не содержащие растворителя. При этом образуются концентрические кольца различных цветов или ковровые узоры. Затем (методом "мокрый по мокрому") всю поверхность покрывают эмалью основного тона. После сушки вся поверхность шлифуется плоским шлифком большой площади. При этом проявляются ранее нанесенные узоры, а сами линии перехода размываются и приобретают загадочную глубину. Окончательно вся поверхность лакируется, что усиливает декоративный эффект. Способ можно применять как на вертикальных, так и на горизонтальных поверхностях.

Наше же мнение, после проведенных экспериментов, таково. Художественная роспись - дело, безусловно, сложное, и браться за нее, не имея навыков художника, не следует. В то же время получить прогнозируемый результат в создании различных декоративных эффектов вполне возможно. Необходимый навык возникает очень быстро, после отработки техники на ненужных деталях. Ну а дальше - нет пределов совершенству! Современные автомобильные лакокрасочные материалы позволяют достигать совершенно удивительных и неожиданных решений при индивидуальной окраске автомобиля, и мы будем возвращаться к этой теме в будущих статьях.

По материалам журнала Автосервис



Возврат к списку статей